{MENU}menutypemain{/MENU}
{TOPCONTENT}otherorder,limit,part0, 1datenews{/TOPCONTENT}
{TEXTBANNER2}othertypebanners{/TEXTBANNER2}

Обычаи и традиции Узбекистана

Обычаи и традиции Узбекистана

Основными особенностями характера узбекской семьи являетсягостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим повозрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими изнескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам наземле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимаетчайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостямявляется исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда приниматьприглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости,желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина.За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами,сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу исопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатиятрадиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. Всельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся заодин стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принятовосхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. Привходе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место,которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем онопочетнее.

Обряды

Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложногопроцесса слияния культурных навыков и традиций всех племен инародностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьмасамобытны, ярки и многообразны, восходят к родоплеменным патриархальнымотношениям. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаныс рождением и воспитанием ребенка, свадьбами, похоронами. Особую рольиграют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи,хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба). Часто онипредставляют собой переплетение исламской обрядности с более древнимиформами, связанными с магической практикой. С принятием ислама многиесемейно-бытовые обычаи претерпели его влияние, и в жизнь узбеков вошлимусульманские религиозные обряды. Пятница считается праздничным днем,который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой).Патриархальные обычаи продолжили свое существование в общественнойжизни, которая сосредоточивалась в мечети, чайхане, на базаре и вкоторой принимало участие исключительно мужское население.

Бешик-туйи

Бешик-туйи ('деревянная колыбель') - ритуальное празднество,связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самыхдревних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такоемероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца.В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степенидостатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, асемьи с малым достатком проводят его скромно. Бешик ('колыбель') инеобходимые для младенца принадлежности предоставляются родственникамиматери младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки,сладости и игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкамготовятся подарки. Богато убранный бешик, дастурханы, подарки грузятсяв транспортное средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя ибубна отправляются в дом родителей. По традиции привезенный бешиксначала берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правоеплечо сына, который затем относит его матери младенца. В прошлом, чтобывсе помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белоймукой. Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану(столу) и пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, всоседней комнате в присутствии старых женщин проводится церемонияпеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гостизаходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки исыплют на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, игости расходятся по домам.

Хатна-килиш

Хатна-килиш - еще один древний узбекский обряд, освященный исламом(суннат туйи). Этот обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, вредких случаях - в 11-12 лет. Проведение сунната контролируется состороны общественности. С момента рождения мальчика родители начинаютприготовления к суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. Занесколько месяцев до ритуала, который часто называют также 'свадьба'('туй'), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственникии соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все этопоручается сделать многодетным женщинам. Перед свадьбой читается Коранв присутствии старцев из махалли, имама из мечети и родственников.Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцыблагословляют мальчика. После этого начинается большая 'свадьба'. Передсамой 'свадьбой' на мальчика в присутствии соседей, старцев,родственников надевают подарки. В прошлом принято было даритьжеребенка, на которого мальчика усаживали в знак того, что отныне онмужчина - воин. Все поздравляют мальчика и осыпают его деньгами исладостями, затем все это продолжается и на женской половине. В тот жедень в кругу женщин проводится 'тахурар' - укладывание одеял, подушекна сундук, что обычно выполняется многодетной женщиной. Обильноеугощение, включающее плов, завершает ритуальное действие. Согласнотрадиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, ивокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры. На следующийдень празднество продолжается.

Фатиха-туй (помолвка)

Бракосочетание проходит с разрешения и благословения родителей ипроводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия,родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процессвключаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети поматери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобыпосмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкойпотенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают осемье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаютсясвахи. Одной из основных процедур при сватании является 'фатиха-туй'(помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день вдоме девушки собираются известные в округе старики, председательмахалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своегоприхода, начинается обряд 'нон синдириш' (буквально 'ломать лепешку').С этого момента молодые считаются обрученными. 'Фатиха-туй'заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому изпосредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а такжепередаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. Повозвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы сподарками и начинают обряд 'сарпо курар' (смотрины подарков). Дастарханобычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаютсяпринесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемониязавершает ритуал обручения. С момента 'фатиха туй' и до самой свадьбыродители молодых решают вопросы с приданным и организационные вопросы,связанные со свадебным торжеством. За несколько дней до свадьбы удевушки проводился обряд 'киз оши' (девичник), на который девушкаприглашает своих близких и подруг.

Свадьба

Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительноважное значение и отмечается особенно торжественно. При наличии общихчерт он имеет свои особенности в различных областях. Основным моментомсвадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей вдом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебныйплов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такойже плов устраивается и в доме жениха. В день свадьбы имам мечети читаетмолодым 'Хутбаи никох' (молитву о бракосочетании), после котороймолодые объявляются мужем и женой перед богом. Имам объясняет молодымправа и обязанности мужа и жены. Обычно после совершения никоха молодыеедут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака. В день свадьбы уневесты на жениха надевают сарпо (одежда и обувь, подаренные ксвадьбе), после чего жених с друзьями отправляются к родителям невестыдля приветствия. После возвращения жених с друзьями приезжает иневеста. Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обрядпрощания с родителями. Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни('Уланлар' и 'Ёр-ёр'). Со встречи невесты в доме жениха и начинаетсясвадьба. По окончании свадьбы жених сопровождает невесту до дверейкомнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает 'янга'(обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и готовится квстрече жениха, находясь за занавеской ('гушангой'). Через некотороевремя жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и всопровождении 'янги' направляется к занавеси, где его ждет невеста. Длявхода к невесте он должен символически выкупить её у 'янги', для чегоустраивается торг. После этого жених и невеста остаются одни на ночь.Рано утром начинается обряд 'Келин саломи' (приветствие невесты). Кначалу обряда во дворе собираются родители жениха, все близкиеродственники, друзья жениха и ближайшие соседи. Все по очереди подходятк невесте с пожеланиями, подарками и благословениями. Невеста обязанаприветствовать каждого, низко кланяясь в пояс. Так заканчиваетсяпраздник и начинается семейная жизнь.

Утренний плов

Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы ('суннат-туйи' илибракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со днясмерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова,предварительно согласовав его с общественностью махалли иликвартального комитета. На этот день рассылаются приглашенияродственникам, соседям и знакомым. Вечером проводится обряд 'сабзитуграр' - шинкование моркови, на который обычно приходят соседи иблизкие родственники. После окончания 'сабзи туграр' все участникиприглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. Застолом во время угощения старейшины распределяют обязанности междуприсутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончанияутренней молитвы - 'бомдод намози', т.к. первыми гостями должны быть еёучастники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная ибубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столыи после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишьпосле этого подается плов в ляганах (большие блюда) - один на двоих.После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразивблагодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся впорядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не болееполутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняютпесни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятсяподарки - обычно это чапаны (национальные мужские халаты). Поминальныйплов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы,читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза такжечтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, истолы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следуетотметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный пловобслуживается только мужчинами.

Праздники

Важнейший государственный праздник - День Независимости-торжественно отмечается 1 сентября. Ежегодно 8 декабря отмечается ДеньКонституции в ознаменование принятия новой Конституции независимогоУзбекистана в 1992 году. Как и во многих других странах 9 маяотмечается День памяти и почестей. Широко празднуются праздники,связанные с окончанием поста, - рамазан-хайит и курбан-хайит.Курбан-хайит является одним из самых значительных мусульманскихпраздников. В этот день после положенных ритуалов верующие идут в гостиили принимают гостей у себя, помогают больным, одиноким, проявляютмилосердие к ближним. Прекрасен праздник 'Рамазан-хайит' - праздникдуховного и нравственного очищения. Он начинается по завершении30-дневного поста, который по исламским законам приходится на 9-й месяцмусульманского года Хиджры. В этот праздник принято поминать умерших,навещать больных, престарелых, заниматься благотворительностью идругими добрыми делами.

Навруз

Древнейший народный праздник Навруз ('Навруз байрами') отмечается 21марта в день весеннего равноденствия. Это праздник пробуждения природыи начала посевных работ, сохранившего в своем ритуале чертызороастризма. В земледельческих оазисах древнего Узбекистана каждуювесну устраивались большие гуляния, праздничные базары. По традиции вдомах и сегодня пекут печенье 'баурсак' и готовят обрядовое блюдо -сумаляк. После празднования обычно начинаются полевые работы, которые впрошлом также сопровождались выполнением различных обрядов: передвыходом в поле рога и шею волов и быков смазывали маслом. Перваяборозда проводится самым уважаемым и старейшим членом общины. За годыгосударственной независимости празднование Навруза приобрело новыйразмах и глубину. Он стал общенациональным праздником дружбы, единения,братства всех народов. В ярких театрализованных представленияхраскрывается философско-поэтическое осмысление Навруза, его места внародной истории.

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялоськлиматическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять чертыархаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала,скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием:зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме икрою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплогостеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головногоубора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчиныносили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог бытьлегким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезыдля удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычноподвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюмотличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей,вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата,функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар -широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял изтрех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана . Праздничныйженский костюм отличается от повседневного добротностью и красотойтканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формыодежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района илиплемени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, формекроя и т.д.

Головной убор (тюбетейка)

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видовнародно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка -твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемойчастью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традицииузбекского народа. Тюбетейка (от тюркского 'тюбе'-верх, вершина)является национальным головным убором не только узбеков, но и другихцентрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские,женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головнойубор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш)отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек ишариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенныеформы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные.Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани,простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью.Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебрянойканителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основномженщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки,относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив 'бодом' - символ жизни иплодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор 'илонизи' (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными былигеометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах,отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуютсячустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г.Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырехстручков перца - 'калампир'; околыш вышит расположенными в рядарочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлаяи колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белыйузор) отличаются 'крутостью' орнамента (полный миндаль с коротким ирезко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другиеразновидности тюбетеек Ферганской долины - 'Сандали', 'Акка икки сум','Чимбой', 'Суркачекма' и др., отличаются простотой своих мотивов.Самаркандские тюбетейки выполнены в технике 'пилтадузи'. Существуют идругие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка 'калпок', бухарскаязолотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка 'гилам дуппи',китабская и шахрисабзская тюбетейки 'санама' и 'чизма', 'тахъя','тайха', 'чумакли', 'куш' - мужские и женские хорезмские тюбетейки.Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор(символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев,мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мираи красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Махалля

К традиционным формам общественных отношений в Узбекистанеотносятся, прежде всего, махалля - соседская община, объединения мужчин'джура', цеховые объединения мастеров-ремесленников. Узбекская махалляимеет тысячелетнюю историю и является центром семейно-бытовых ирелигиозных обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются ипередаются от поколения к поколению ритуалы их проведения. Как правило,в традиционных махаллях действуют мечети. Сохранился и древний обычайвзаимопомощи - хашар. Методом хашара помогают близким строить дом,благоустраивать свой район, улицу, город. В суверенном Узбекистанемахалля стала хранителем традиций культуры и нравственности узбекскогонарода, признанным законом механизмом самоуправления граждан. Сегоднямахалля представляет собой территориально объединение семей с цельюкооперации и взаимопомощи как в районах индивидуальной застройки итрадиционных частях городов, так и многоэтажных домов и улицпромышленных городов. В махалле проживают в мире и согласии люди самыхразных национальностей. Сеть из более 10 000 махаллей охватывает всютерриторию республики и являются важным звеном в укреплениигражданского общества. Все население Узбекистана воспринимает их какэффективную форму организации общественной жизни. Закон от 2 сентября1992 определяет, что органами самоуправления граждан по местужительства являются сходы. Они избирают на 2,5 года председателя(аксакала) и его советников. Координационным органом являетсяобщественный неправительственный фонд 'Махалля'.



Большой магазин цветных линз на сайте Ochkov.net.
    <> {TOPCONTENT2}otherorder,limit,part1, 10datenews{/TOPCONTENT2}
{TEXTBANNER3}othertypeleft{/TEXTBANNER3}

{MENU1}menutypebottom{/MENU1}

{TEXTBANNER4}othertypecopyrights{/TEXTBANNER4}

{TEXTBANNER1}othertypejs{/TEXTBANNER1}